Руководитель украинского лоукостера SkyUp Дмитрий Сероухов в недавней колонке Forbes высказал опасения относительно возможных угроз от соглашения об открытом небе между Украиной и Европой для украинского авиарынка. Давайте разберемся, в чем же дело?
Ограниченный рынок
Еще 10 лет назад рынок полетов между ЕС и Украиной был зарегулирован и четко поделен на зоны влияния. Одни страны покрывала МАУ и ее партнеры, другие — «АэроСвит».
В то время дешевые авиабилеты казались далеким будущим. Было похоже, что Wizz Air после появления в Украине принял правила игры и сильно не высовывался. Минимальные тарифы лоукостера были выше, чем в Европе, где уже во всю начиналась война с Ryanair за место под солнцем.
Затем последовало банкротство «АэроСвита», передача его европейских маршрутов МАУ. Постепенно эта авиакомпания из противника открытого неба, которое «погубит украинские авиакомпании», стала позитивно отзываться о будущей либерализации. Это давало ей возможность расширять сеть и формировать несколько волн транзитных потоков в аэропорту Борисполь.
В чем были основные опасения?
Европейские авиакомпании крупнее украинских, а значит могут использовать небольшой процент своих ресурсов для ценовой войны и вытеснения украинских авиакомпаний с рынка. После успешной победы они смогут поднять цены благодаря воцарившейся монополии.
Однако существовавшая модель квотирования ограничивала тогда выход на линии новых игроков. Она должна была защитить украинские авиакомпании от демпинга со стороны европейских авиаперевозчиков.
Но такая ситуация легко позволяла украинской и иностранной авиакомпаниям договориться, совместно эксплуатировать маршрут и согласовывать тарифы. В результате мы получали ситуацию, когда слетать из Киева в Варшаву стоило $300, а за полуторачасовой перелет из Львова в Вену иногда приходилось отдавать $500 или даже $700.
От такого положения дел страдал пассажир. Оно ограничивало туристические потоки и бизнес-контакты.
Либерализация уже прошла
Открытое небо, которого вдруг стал опасаться SkyUp, по факту уже действует на множестве маршрутов, даже неевропейских. Именно благодаря проведенной за последние годы либерализации SkyUp получил право полетов на тех направлениях, которые еще несколько лет назад были бастионом авиационных монополий.
Авиакомпания может летать в Стамбул, Париж, Берлин, Рим и еще в несколько десятков направлений как на западе, так и на востоке. Она уже пользуется возможностями открытого неба. Так в чем же проблема?
Назад к монополии?
Любая авиакомпания — это бизнес, который в первую очередь должен зарабатывать деньги для своих акционеров. Именно это основная задача Wizz Air, Ryanair и того же SkyUp, а не благотворительная перевозка пассажиров с билетами ниже себестоимости.
Так что же хочет на самом деле SkyUp? Не являются ли последние заявления руководства авиакомпании желанием вернуться к ситуации 10 летней давности с жестким регулированием квот и ограничением конкуренции?
Несправедливость есть
Открытие неба между Украиной и ЕС разрешил авиакомпаниям ЕС летать как в Украине, так и между городами Украины.
Зеркальное право для украинских авиакомпаний открыло бы широкие возможности для них. Например, SkyUp смог бы летать из Варшавы в Берлин или из Франкфурта в Гамбург. В результате авиакомпания наращивала бы флот, работала за границей, а налоги платила дома, в Украине.
Но украинские чиновники это право не отстояли. И даже не поднимали этот вопрос за все 7 лет, пока парафированное соглашение об открытом небе пылилось в кабинетах евробюрократов.
Но ничего не мешает поднять этот вопрос сейчас, провести переговоры, отстоять свою новую позицию и получить соглашение, которое выгодно для всех сторон.
Следите за тем, что происходит с авиацией в эти непростые времена в Facebook, Telegram, Instagram, Google News. Подписывайтесь сейчас!