
С приближением Евро 2012 в Украине появляется всё больше новостей об успехах в развитии инфраструктуры: новые терминалы аэропортов, открытие новых взлётно-посадочных полос, загадочные поезда Hyundai, которые прибудут в Одессу через несколько недель и будут перевозить пассажиров по железной дороге с неслыханной скоростью, и много других фактов из области ненаучной фантастики.
Логически возникает вопрос: кем же наполнить новые терминалы аэропортов, кто будет перевозить толпы болельщиков, туристов и бизнес-путешественников, на которых рассчитано всё упомянутое благолепие?
Отечественные компании в лице МАУ и альянса Аэросвита фактически работают на грани возможного — техническое состояние парка, вялая работа менеджмента и соотношение качества-цены оказываемых услуг скорее отпугивают потенциальных пассажиров.
Единственный "отечественный" лоу-кост Wizz Air Украина уже нашёл своего пассажира и, пользуясь этим, поднял цены практически на уровень других компаний, а то и выше, заморозив развитие маршрутной сети. Материнская компания уделяет большее внимание более привлекательным рынкам — Венгрии после ликвидации Malev, Польше, странам Балтии.
В Украине несколько раз пробовали проводить семинары и форумы, приглашая менеджеров иностранных компаний, с декларированием всяческого содействия развитию маршрутной сети и пассажиропотока.
Среди приглашённых компаний даже мелькало название самого большого европейского бюджетника Ryanair, правила перевозок которого по не менее чем десятку пунктов вступают в конфликт с действующими в Украине правилами авиаперевозок.
Но пока такие семинары не привлекли ни одного серьёзного нового перевозчика, если не считать Norwegian, немногочисленные рейсы турецкой компании Pegasus в Харьков и Донецк, которые никак не влияют на конкуренцию по наиболее востребованным маршрутам в Европу.
Особо странно выглядят новости от компаний, которые пробуют пробиться на украинский рынок, но никак не могут получить назначения по причинам, которые не комментируются для СМИ.
Попробуем разобраться в ситуации на наиболее свежем примере. Не далее чем на прошлой неделе в австрийских СМИ (Штандарт и некоторых других) появились статьи о развитии местного перевозчика NIKI, в данное время являющегося дочерней компанией большого европейского игрока – airberlin.
Представитель компании говорил о планах развития NIKI в восточно-европейском направлении. Между прочим, там упоминалось и о желании компании начать ежедневные полёты из Вены в Киев.
Учитывая сравнительно новый парк судов авиакомпании, конкурентоспособные цены (для примера, цена билета Вена-Москва при покупке за месяц до полёта находятся в области 100 евро в одну сторону), возможность покупки в одну сторону по доступной цене, качественный сервис на борту и широкую сеть маршрутов компании по Европе, приходилось только ожидать согласия авиавластей и желать скорейшего начала полётов по этому маршруту, ведь Вена весной выглядит особо красиво и привлекает массу путешественников всех мастей и вкусов.
К сожалению, за предвкушением чуда пришло разочарование — компания не получила разрешения, переговоры на государственном уровне не увенчались успехом. Причины провала не комментировала ни одна из сторон.
В данное время на направлении Вена-Киев полёты выполняют 2 компании по 2 раза в день: МАУ и Austrian.
Напомню, что Austrian являлась одним из владельцев МАУ. Позже пакеты акций были проданы до сих пор неизвестному покупателю, по слухам, близкому к человеку, занимающему высокую должность во власти.
Но и после этого паритет на направлении был сохранён, равно как и уровень цен — прямой перелёт по особо выгодному предложению от 410 евро туда-обратно. Билеты продаются обеими компаниями на все 4 рейса по код-шеринговому соглашению.
Стоит упомянуть, что Austrian также продаёт билеты на собственные стыковочные рейсы по всей Европе через Вену, а также на рейсы компаний группы Lufthansa по очень привлекательным тарифам.
Например, полёт в Мюнхен или Дюссельдорф в отдельные дни обойдётся всего в 160 евро. Аналогичное предложение NIKI и airberlin существенно дороже.
Из всего объема информации легко понять, что NIKI скорее всего претендует на прямого пассажира, желающего лететь из Вены в Киев и обратно без пересадок, ну и по времени начала полётов — на многочисленных болельщиков. Таким образом, очевидно, отнимая часть стабильного и "дорогого" пассажиропотока у упомянутых выше компаний.

Естественно МАУ и их лоби не заинтересованы в таком раскладе сил, все последствия — очевидны. Остаётся лишь задуматься в правдивости и искренности слов и намерений украинских функционеров и менеджеров.
Особо странно смотрятся подобные ситуации на фоне деклараций о европейском направлении развития страны. Остаётся только представить себе пустующие терминалы и стадионы после чемпионата. Никто не сомневается, что в частных руках им будет найдено, скорее всего, другое, более выигрышное назначение для использования.
Ещё один сигнал для украинской стороны — футбольные фанклубы и турбюро в Германии уже заключили соглашения с компаниями Germanwings, Germania и airberlin о чартерной программе на время проведения чемпионата.
График чартеров будет стандартным — прилёт в первой половине дня, трансфер к стадиону и отлёт поздно вечером или ночью после завершения матча. Предлагаемые цены находятся в области 500-800 евро.
Часть этих денег запросто могла б остаться в Украине в качестве оплаты отелей, услуг и прочего, но непродуманная тактика и желание получить сверхприбыль на ровном месте уже делает медвежью услугу её авторам.