Китайские туристы повсюду: чем это грозит и что делать
На старте нового тысячелетия — в 2000 году — китайских туристов, гоняющих за рубеж, насчитывалось 10,5 миллионов. В 2018 году эта цифра выросла на космический процент (1326%) и составила сумасшедшие 149,7 миллионов. Неудивительно, что китайские туристы теперь встречаются повсюду, даже там, где в принципе делать нечего. К примеру, в Братиславе или Варшаве. Что уж говорить о признанных и раскрученных местах для путешествий.
***
Китайцы — везде, при этом их регулярно называют худшими туристами, отмечая массу негативных моментов. Однако, кто бы что не говорил, на все недовольства есть весомый аргумент. По данным Всемирной туристической организации, китайские туристы в 2018 году потратили за рубежом 277 миллиардов долларов. Для сравнения, в 2000 году эта цифра составляла 10 миллиардов. На фоне китайцев, американские туристы выглядят скромнягами — потратили всего-то 144 миллиарда в 2018 году.
Пока китайцы будут тратить бабло в таком количестве, им будут прощать всё — от неадекватного поведения до порчи исторических объектов. Ибо, кто заказывает музыку, тот девушку и танцует — тревел сегмент в этом вопросе не исключение.
***
Стремительный рост китайских туристов уже создал немало проблем, из которых стоит выделить три главных. Первая — это огромные толпы в популярных туристических местах. Вторая — подорожание всех сколько-нибудь привлекательных направлений, которые уже освоили китайские турфирмы. Третья — приоритетность, по которой пакетники из КНР будут выше.
****
В подавляющем большинстве китайские туристы — это пакетники, а пакетников, как известно, катают по самым раскрученным местам. Турфирмы не парятся над составлением небанальных маршрутов и везут туда, куда и так едут все. Как следствие, в пять утра в толпе перед Ангкор Ватом будет 90% китайцев, большинство из которых привезут группами на автобусах. И это при том, что взять индивидуальный тур на тук-туке не проблема и стоит всего 15-20 долларов (плюс входной билет).
***
Парадоксально, но факт — самостоятельные китайские путешественники терпеть не могут своих соотечественников пакетников. Неоднократно, разговаривая с ребятами из Китая, которые гоняют в трипы сами, слышал от них негодование, описать которое можно фразой «стадо баранов, бегающих за пастухом флажочком». И их можно понять, ведь китайские самостоятельные путешественники сталкиваются с той же проблемой, что и остальные — они также окружены китайскими туристами.
***
Чтобы вы понимали о чём я, расскажу историю, которая приключилась с нами в Ао Нанге (Краби). Зашли на ужин в домашнее кафе, в котором ранее не были, но мимо которого постоянно ходили по пути в отель. Со стороны выглядит мило, а народу обычно немного. Вот и в этот раз был занят один столик, второй уже рассчитывался, а остальные пустовали. Заказали падтай, зелёный карри и колу. Минут через пять в кафе подрулили туристы из Поднебесной в количестве семи человек и стартовала программа «Китайцы придут — снежки подождут». Сделав заказ, китайские гости уже минут через 5-7 топтали свои блюда за обе щёки, а мы всё ещё сёрбали колу.
***
Подводя итоги, отмечу, что пока нет предпосылок к прекращению интервенции китайского туриста по всем направлениям. Наоборот, она будет продолжаться — это следует принять, и учитывать при подготовке своего трипа. Изучите направления и места, которые вы хотите посетить, на предмет базирования там китайского пакетника и массовых экскурсий. Используйте преимущество самостоятельного путешественника — двигайте туда, куда можно добраться самим и, желательно, в любое время (пакетников, зачастую, привозят в определённый временной промежуток — например, только утром или только в обед).
Кроме того, обязательно изучайте менее раскрученные направления и места. В менее популярных точках, даже если они ничем не уступают, китайских туристов значительно меньше. Я понимаю, что альтернатива есть далеко не всегда (какая может быть альтернатива Ангкор Вату в Камбодже?), но выход из ситуации искать нужно (к примеру, приезжать на точку не утром, а вечером), дабы сделать своё путешествия максимально плодотворным.