Самолёт-симулятор
Самолёт который имитирует другие самолеты.
Этот самолёт-лаборатория был разработан в конце 1960-х для отработки и испытания различных систем и оборудования для будущих самолетов.
ВВС США выдвинула идею что перед постройкой дорогостоящих летающих прототипов необходимо отработать технические решения на недорогой летающей лаборатории, которую
Cornell Aeronautical Laboratory (позднее Calspan Corp.) и предложила сделать из обычного Convair C-131:
С 1968 по 1970 компания провела работы по глубокой модернизации серийного самолёта, выпущенного в 1954 году, и который с 1955 по 1966 года выполнял транспортные перевозки в ВВС.
Были установлены турбовинтовые двигатели Allison 501-D-13 мощностью 4368 л.с. взамен поршневых Pratt&Whitney (2100 л.с.) что позволило увеличить крейсерскую скорость до 500 км/ч, а максимальную до 565 км/ч.
Программа получила название Total In-Flight Simulator (TIFS).
Фюзеляж был существенно усилен для увеличения жесткости, установлены вертикальные плавники на крыльях, которые создавали боковые силы и позволяли имитировать воздействие бокового ветра.
Установлена гидравлическая система, которая могла изменять свои характеристики под управлением бортовой вычислительной системы, которая занимала большую часть грузовой кабины:
Так же были модифицированы управляющие поверхности крыла.
Все эти доработки и позволяли имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолетов.
И самая главная и заметная доработка - это двухместная вторая кабина, которая и является симулятором:
Она оснащена собственными вычислительными системами и благодаря перенастраиваемым приборами и органам управления позволяла имитировать кокпит и поведение различных самолетов, от 747-го до космического шаттла.
Интересная деталь - пилоты попадали в кабину симулятора из в грузового салона через тоннель проходящий под основной кабиной:
На фото кокпита симулятора проём тоннеля слева, а посредине с красной рукояткой - это аварийный люк.
Вторая пара пилотов находилась в "родной" кабине и осуществляла контроль за управлением и имела возможность вмешиваться в управление на любом этапе полёта.
Кабина симулятора была съёмной и могла быть заменена на отсек для испытания радиоэлектронного оборудования - систем спутниковой и инерциальной навигации, радаров и локаторов по программе Avionics Systems Test and Training Aircraft (ASTTA):
Первый полёт NC-131H был выполнен в 1970 году, а уже в 1971 были начаты исследовательские полёты по программе бомбардировщика B-1 для уточнения лётных характеристик.
В последующие годы самолет использовался в испытательных полётах по программах Concorde, большого числа программ NASA, включая программу космического шаттла, начавшуюся в 1974, а также исследования посадок с боковым ветром.
В 1979 году кабина была вновь переоборудована и оснащена цифровыми ЭВМ для дальнейшего использования в программах по космическим шаттлам.
В 1987 году компания Boeing установила свой полётный компьютер и систему управления для испытаний и исследований по Boeing 757.
В 2000 году самолёт был передан в лизинг компании Calspan и получил гражданскую регистрацию N793VS.
В 2005 году применялся в программе Boeing 787.
Был задействован в исследовании характеристик управляемости сверхзвукового ударного самолёта-бесхвостки дальнего радиуса действия следующего поколения. Для этого была существенно переработана кабина симулятора и ее остекление, установлены новые дисплеи, камеры, приборы, органы управления и радары для отработки посадок сверхзвуковых самолетов в условиях нулевой видимости.
Так же привлекался в исследовании систем контроля двигателей при расследовании причин катастрофы A300 American Airlines Flight 578 в 2001 году.
За 40 лет эксплуатации TIFS совершил более 2500 исследовательских полетов под управлением более 180 пилотов, включая Базза Олдрина, Джеймса Ловелла и Дональда Слейтона, и в значительной степени способствовал разработке и продвижению более 30 крупных проектов по аэронавтике от современных бомбардировщиков до сверхзвуковых самолетов и самого космического челнока.
Были "просимулированы" такие летающие аппараты как X-29, YF-23, В-1, B-2, B747, C-5, C-130, C-141. Проведены испытания и существенно улучшены системы управления X-40A. Участвовал в разработке систем отображения информации, радаров и FLIR.
И еще одна интересная деталь - TIFS был старейшим действующим C-131 ВВС США до его "выхода на пенсию" в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, куда он перелетел своим ходом 7 ноября 2007 года.