Попробую и я разобрать статью. Основная мысль мне понятна - нужно развивать перелеты не в Киев. Спорное утверждение. Правильнее было бы сказать так: хорошо было бы, если бы перелеты были бы не только в Киев.
Ну и по сути:
Любой товар или услуга имеет лишь 2 характеристики: цена и качество.
Цена.
Оглядываться на СкайАп, а тем более на Райан - нельзя. Мы не понимаем экономику внутренних рейсов СкайАпа. Зачем они авиакомпании и т.п. Помнится, Браян тоже летал Одесса-Киев за 500 грн., но на рынок это не повлияло. Райан - же авиакомпания, которая настолько оптимизирована, что я даже не знаю, когда к такой оптимизации подберутся остальные. Давненько ими до этого года не летал, так что прогресс существенный. Например, чтобы получить чек за еду на борту, нужно зайти на сайт, ввести номер брони и места и скачать чек. Т.е. авиакомпания экономит на бумаге для кассовых аппаратов. Про то, как они отжимают аэропорты сказано-пересказано. Надеюсь, понятно, что Райан, как и все крупные корпорации, отжимают абсолютно всех своих поставщиков.
Также неверно отталкиваться от себестоимости. Предположим, это 47 евро за 1200 км (хотя, для МАУ, СкайАпа и Мотор-Сичи она будет совсем другой и у всех этих трех АК разной). Но с какой стати авиакомпании открывать Запорожье-Львов, если можно открыть Львов-Вроцлав?
Авиакомпании полетят внутри страны тогда, когда эти рейсы будут конкурентными в сравнении с альтернативными. Вспомните тот же Райан - он пришел в Украину, Армению и Грузию лишь тогда, когда эти рейсы стали более выгодными по сравнению с надцатым направлением из Британии в Испанию. Посмотрите, как быстро Райан свернул большинство внутренних рейсов в Польше. Думаю, люди там летали, просто появились более конкурентные направления. Сейчас - время, когда аэропорты конкурируют за внимание авиакомпаний.
Со стороны пассажиров тоже нужно разделить вопрос цены. Все пассажиры, которые путешествуют любым транспортом можно разделить на такие категории:
1) Коммандировочные. Этим, если без экстремальных вариантов, все арвно, сколько стоит билет. Но такие летают преимущественно в Киев и из Киева.
2) Люди, осуществляющие частные поездки (к родственникам, друзьям и т.п.). Эти наиболее чувствительны к цене и они редко путешествуют на большие расстояния. В Запорожье людей, у которых родственники во Львове, гораздо меньше тех, у кого родственники в Мелитополе.
3) Туристы. Вот это тот самый клондайк для описанных в статье перевозок. Туристы не так чувствительны к цене, т.к. разница между билетов за 1000 грн. и за 1500 грн. не существенно повлияет на бюджет недельного отдыха на море, или в Карпатах даже для семьи из 3-4 человек.
Качество.
Для поездок качество - это время и удобство. В скорости самолет проигрывает направлениям, куда ездит ИС+. Поездка из центра Киева в центр Харькова на поезде быстрее. В феврале я летел в Харьков самолетом, а не поехал на Хюндае исключительно потому, что не хотел вставать в 4 утра, а разницу в цене почти съедала стоимость такси из Ирпеня на вокзал, т.к. ОТ начинает ездить с 6 утра, когда поезд уже отправляется. Самолетом я прилетел почти в то же время, в какое приехал ИС+.
Касательно комфорта, то здесь нельзя игнорировать тот факт, что наш народ любит понты. Если большинство посетителей данного форума с удовольствием полетели бы Мотор-Сичью из Сум в Одессу на АН-24 и им достаточно было бы 4 вкопаных столбов в землю, над которыми натянули бы тент от дождя, то большинство населения Украины будет крутить носом от старого самолета, некрасивого аэропота с грязным туалетом и т.п. При чем, это не пролетарии. Однажды нам проблема была назначить встречу с руководителем одной иностранной компании из Ужгорода, который бідкався, что поезд в Киев едет сутки, а на "таком самолете лететь страшно".
Если же посмотреть на те же категории пассажиров, то получается:
1) Коммандировочные. Важны комфорт и скорость. Очень важен ежедневный рейс. Очень желательно 2 раза в день. Такое возможно только в Киев.
2) Частные поездки.Важно иметь возможность поехать на выходные. Комфорт не столь важен.
3) Туристы. Если это туризм выходного дня, см. п.2, если более долгий (летом - на море, зимой - на лыжи), то скорость уже не так важна.
Вместо выводов:
Мне кажется, оазвивать внутренние перелеты в Украине мимо Киева можно, но для этого нужно:
1) Ориентироваться на внутренних туристов, которые ездят более, чем на 3 дня.
2) Раскручивать не просто дешевый перелет. Нужно рекламировать комплексно поездку. Т.е. рассказывать, что летаешь 2 раза в неделю из Харькова во Львов, мало. Нужно предложить бесплатный провоз лыж/бордов, продавать на сайте трансфер в Славское/Пилипец/Буковель/Драгобрат. Можно договориться с турфирмами. На лыжные курорты куча комплексных предложений, почему бы не продавать авиа. Летом та же история с морем. Харьков-Одесса, Львов-Херсон/Николаев вполне будут заполняться, если продавать не перелет за 500 грн. по средам и субботам, а предлагать трансфер в Коблево, продавать предложение "отель+перелет". Ну и рекламировать именно это. Показывать, что это таки может быть дешевле Турции. Не стесняться "зрады" и показывать, что из Харькова, чтобы отдахнуть на море, нужно либо дорогой (в сезон) турецкий отдых, либо из недели 2 дня провести в дороге, а потом, если оехал на авто, ремонтировать подвеску. Этим летом я в Одессу летал потому что жалко свою машину.
3) Нужны турбопропы. Не знаю, за счет ли украинских производителей с введением тех самых заградительных пошлин, либо же наоборот максимально открыть рынок, чтобы завезли Дашки и АТРки, но пока рынок небольшой, нужно стимулировать полеты маленьких самолетов. Когда рынок будет шире, эти самолеты можно ставить на маршруты уже из Киева в маленькие города типа Сум.
4) Забыть о дотациях. Для всех. Дотируются только социальные проекты. Это, повторю сказанное здесь неоднократно, только маршруты из Измаила и Ужгорода. Пока у нас бесплатный транспорт, не будет у нас цивилизованного и качественного рынка. Пока общественный транспорт бесплатный не бужет нормального такси. То, что сейчас в больших городах - очень ситуацивно из-за конкуренции между Убером и Болтом, которые дотируют украинский рынок. Пока бесплатная железная дорога, ничего, кроме маршруток, которые предлагают более удобный график, у нас не появится. Троллейбус должен стоить 30 гривен. Сидячий поезд Киев-Львов от 1000, ночной - от 1500. Тогда и самолеты начнут заполняться.
Извините за длинный текст